Сентябрь 2004г. Установка гидрокомпенсаторов зазоров толкателей клапанов.
(Пробег 17000 км)
Еще летом я купил комплект для установки ГКК, производства фирмы "Гермес" и распредвал ВАЗ21214, рекомендуемый для установки совместно с ГКК.
И вот наконец-то сумел найти время для его установки.
Уставновка заняла 4 вечера, с понедельника по четверг по 3 часа и 5 часов пятницы.
После снятия клапанной крышки и распредвала, механизм был внимательно рассмотрен на предмет износа.
На фото хорошо видны места будущего износа, но пока это только следы, на ощупь никакого износа не ощущается.
Интересно, что на половине клапанов видны тонкие полоски в месте их взаимодействия с толкателем, что означает, что эти клапана не вращаются в своих седлах, хотя должны это делать на высоких оборотах. Что и видно по следам на других клапанах, где следы в виде пятен неправильной формы.
Установка не слишком сложна, если все под рукой и идет гладко, но есть один сложный момент, возникающий из-за неточности в инструкции.
Плунжеры при установке требуют начальной настройки зазора в пределах от 1мм до 2мм. Делается это подбором шайб, укладываемых на дно колодца.
В инструкции вроде все правильно написано. Сначала меряем зазор без шайб. Из замеров рассчитываем необходимую толщину шайб и закладываем их в колодцы.
Вот тут-то и можно наступить на "грабли".
По инструкции, операция настройки следует за операцией установки втулок плунжеров в колодцы и затягиванием прокладок. То есть выкручивать их обратно уже нельзя. А шайбы, уложенные на дно колодца достать уже крайне трудно! То есть права на ошибку в подборе шайб нет. А вот ошибки обязательно будут!
Чтобы избежать этого, достаточно было бы подбирать шайбы и регулировать зазор до окончательного закручивания втулок плунжеров и установки прокладок. Тем более, что на величину зазора затягивание втулки плунжера никак не влияет.
Можно было-бы подбирать шайбы сколь угодно тщательно, спокойно выкручивая втулки из гнезд.
В итоге, помучившись с подбором шайб, я все-таки установил ГКК на свой двигатель.
Пока плунжеры постепенно осаживались в своих втулках, вытесняя излишки масла, занялся заменой переднего сальника коленвала.
Из под-него начало гнать масло. Сначала понемногу, а со временем все сильнее и сильнее. А когда передняя крышка ГРМ стала вся черной от масла, я понял, что без замены не обойтись.
Сняв переднюю крышку, обнаружил заметный перекос сальника, вызванный, скорее всего прикручиванием крышки без предварительной центровки сальника относительно коленвала.
Поставил новый и попытался его отцентровать, насколько это возможно без снятия поддона картера. Скорее всего тоже отцентровал плохо и надолго сальника не хватит. Но успокаивает то, что на Оде операция по его замене очень проста.
При сборке ГРМ так-же заметил интересную особенность меток, обозначающих ВМТ.
Выставив коленвал точно по метке на блоке, увидел, что метки на звездочке распредвала и на шкиве коленвала слегка отстают от ВМТ. Странно, хотя где-то слышал, что так и должно быть.
После внешне полной осадки плунжеров, погонял сначала двигатель стартером без свечей, чтобы все окончательно встало на свои места, а потом пустил двигатель.
"Просыпался" он после "операции" неохотно, слишком легко проворачиваясь стартером, что говорило об отсутсвии компрессии, что, в свою очередь, было вызвано неполным закрытием клапанов из-за неполного осаживания плунжеров.
Но, в итоге, двигатель "проснулся" и загудел...
Полностью прогрев двигатель, выгнал машину из гаража и погоняв двигатель еще минут 10 на х.х., решился на первую пробную поездку по гаражам.
Что отметил сразу - изменившийся звук работающего двигателя. Звук стал заметно тише и пониже тоном. Звука от клапанов не слышно совсем! Этого и добивался и очень рад, что так и получилось.
Теперь на первый план вышел звук цепи, которую все никак не удается натянуть надолго. Натянешь, порадуешься тишине, а через короткое время она опять звенит. Понятно, что натяжитель плохой, но где найти хороший?!
Купленный у "Гермеса" одновременно с ГКК и гидронатяжитель цепи, устанавливать не стал, внимательно изучив конструкцию и принцип работы.
У него за время стоянки все масло из камеры плунжера и масляной магистрали обязательно вытечет и до тех пор, пока маслонасос не заполнит весь его объем и не вытеснит из него воздух, цепь будет практически не натянута. И ладно, если она просто погремит несколько секунд, но за это время существует риск перескочить на несколько зубьев, а это уже совсем плохо.
На следующий, после установки ГКК, день заменил и масло в двигатель. Залил привычную ему уже полусинтетику BP Visco3000.
Вот такое ТО-2 для машины получилось.
Когда пишутся эти строки, двигатель с ГКК прошел уже около 1.5ткм. Никаких проблем они до сих пор не вызвали. При заводке двигателя после длительной стоянки слышен непродолжительный звон клапанов, но не дольше одной, двух секунд, что совершенно не заметно, если не прислушиваться специально.
Так что, на данный момент я очень доволен ими. Время, конечно, покажет. Весной планирую снять клапанную крышку и провести полную ревизию механизма, тогда и опишу, что увидел.
В предыдущих отчетах почему-то забыл написать об одной неприятности, произошедшей со мной и машиной.
В один жаркий, солнечный день, уходящего лета, припарковал машину вблизи железяки, оставшейся от разрушенной скамейки.
Вдоволь нагулявшись по рынку и по аттракционам, где веселилась дочка, разомлел от жары и напрочь забыл о коварной железяке вблизи от правого крыла.
А выезжать с места парковки надо было как-раз направо... Этот "неожиданный" страшный визг железа по железу потряс всех.
В итоге, на правой двери образовалась неглубокая вмятина и царапина до металла. Все что сделал до сих пор - это только отмыл "рану" и замазал царапину восковым карандашем от царапин темно-синего цвета.
После мойки приходится обновлять, но железо пока держится в целости. Теперь уже до весны отложил нормальный ремонт с подкраской.
Вот пока и все. Плавно вкатываемся в зиму.
|